Garden of Irene
Почём фрилансер продает воздух? Часть I
expert lvl, клиентам

Почём фрилансер продает воздух? Часть I

Irene, 30.06.2018

Как не заплатить за работу дважды
и получить хороший результат.

 

Разброс цен и качества работ широк, слишком долго и сложно разбираться с этим «на лету». Не всегда очевидно какие факторы в приоритете, на что смотреть, что игнорировать. Разберемся что к чему.

Обращаясь к фрилансеру, нужно помнить, что для проекта необходимо не только выполнение задач, но и грамотный контроль, ведение рабочего процесса «от» и «до».

Это ключевой момент. И варианта тут два:

  1. Клиент самостоятельно ставит задачу, контролирует каждый этап работы, отслеживает и решает текущие трудности, самостоятельно отвечает за результат.
  2. Исполнитель берет проект под свой контроль, даёт рекомендации о том, как сделать результат лучше, самостоятельно выполняет проект (промежуточно согласовывая с клиентом), может объяснить каждое свое решение, отвечает за результат, готов довести проект до идеала.

Первый вариант, разумеется, самый дешевый. Исполнитель не понимает что от него нужно и что предстоит делать. Он называет скромную цену и отдается в распоряжение клиенту.

Второй вариант выбирают исполнители среднего уровня и выше. Они хорошо знакомы со сферой работ, знают сколько трудозатрат потребует качественное выполнение проекта и готовы выполнить его при минимальном участии заказчика. Здесь сэкономленное время клиента, его выгода от реализации проекта и качество результата стоят больше, чем сама работа по факту.

О продуктивном взаимодействии клиент-исполнитель я писала отдельно.

 

— Сотни фрилансеров дерутся за мой проект!!

 

Нередко клиент выставляет проект «Каталог 50стр за 3000 за 2 дня», видит счетчик откликов и искренне думает что вот сейчас-то всё будет.
Не будет. Буйство ботов переживает самый расцвет.

фриланс, боты, отклики

Если в отклике исполнителя нет конкретики по проекту (примеров работ по тематике и виду проекта, ответов на вопросы заказчика и т.д), значит ответ оставлен автоматически, а человек вашу заявку попросту не видел. Ценность имеют только «живые» отклики.

 

— Я закажу каталог у Ванечки за 800 рублей, потому что я умею экономить!

 

После «Ванечек» клиенты приходят к профессиональным дизайнерам и просят взяться за их проект.

У клиента имеется:

  • Минус по бюджету: предоплата для неопытного исполнителя.
  • «Дизайн», который нельзя назвать солидным и привлекательным. Даже неприхотливый заказчик понимает, что таким документом он отпугнет своих потенциальных клиентов.
  • Технически неграмотный файл. Типография не может его напечатать, а у клиента нет возможности редактировать исходник, значит проект потерял смысл.
  • Горящие сроки: начинающий фрилансер не знает как сообщить о своем провале и тянет сроки до последнего.
  • Неприятные впечатления об удаленном сотрудничестве. Недоверие, пренебрежительное отношение к фрилансерам, приказной тон, нежелание «платить за воздух» — всё это отдаляет профессиональных исполнителей от вашего проекта.

 

На что нужно обращать внимание,
выбирая исполнителя

 

  1. Эмоциональная зрелость кандидата (разумеется, речь не о количестве прожитых лет) – понимание что такое работа, что нужно клиенту от исполнителя, зачем нужны деньги и т.д.
  2. Теоретические знания – багаж знаний «как сделать красиво».
  3. Реальный опыт разработки – умение «сделать красиво».
  4. Личный опыт ведения проектов – грамотная коммуникация с клиентом, построение исполнителем собственной проверенной схемы работ, которая дает выверенный результат.
  5. Возможность взять проект «под ключ», или же умение самостоятельно и качественно доработать какой-либо материал: текст или графику, или же возможность подключить к проекту специалистов смежных областей, которые сделают проект более продуманным и солидным.

В зависимости от проработки каждого из пунктов цена за работу будет различаться.

При низкой стоимости проекта клиенту нужно быть готовым к тому, что какой-то из пунктов «просядет», а если фрилансер не умеет строить отношения с клиентом (п.4), то и предъявлять претензии/корректировать результат будет некому.

 

На что НЕ нужно обращать внимание,
выбирая исполнителя

 

  1. Способ коммуникации, предлагаемый изначально. Об удобном способе взаимодействия всегда можно договориться.
  2. Отсутствие работ со 100% попаданием в тему клиента. Нужно искать у исполнителя проекты тематики: «Строительство и технологии», «Продовольствие и сопутствующий бизнес», «Е-commerce/b2b», «Event» и т.д. или смотреть каталоги, маркетинг киты, коммерческие предложения, презентации. Не нужно искать в портфолио исполнителей десяток коммерческих предложений для кальянных с предложением покупки круглых ковриков из овечьей шерсти орихалкового цвета, а потом предъявлять исполнителю претензии в его некомпетентности по вопросу.
  3. Часовой пояс, город. Фрилансеру подстроиться под время клиента проще простого, а личные встречи не нужны для 90% проектов: отлично хватает скайп-конференций, соц.сетей и почты. Тем более для опытного специалиста.
  4. Отсутствие четких стоимости и сроков для проекта на начальных этапах обсуждения. Грамотный специалист никогда не возьмет себе «кота в мешке». Сначала он выяснит все детали и тонкости работы, и только после этого предложит цену. Если фрилансер, не ознакомившись с заданием, предлагает «сделать всё за один вечер за тыщу!» стоит держаться от него подальше: этот человек не понимает конечную задачу и объем трудозатрат для качественного проекта.

 

Отзывы о работе

Следует принять как факт, что

 

Не бывает честных отзывов
в количестве 200-300 штук и выше.

 

Для примера: я без перерывов работала 9 лет. Полная загруженность, не вечерняя «шабашка». За эти 9 лет у меня «всего лишь» ~300 работ по профилю. Но невозможно получить отзыв за каждую работу: далеко не все клиенты приходят через фриланс, многим заказчикам неудобно сотрудничать через сайт, часто клиентам неинтересно писать что-то о работе. Даже мои постоянные клиенты не могут найти время для того, чтобы оставить отзыв, хотя заказы идут от них постоянно. В итоге за 9 лет работы и за ~300 работ у меня всего лишь 40 отзывов.
Поэтому в сфере многостраничной продукции крайне скептически отношусь к цифрам «1000 выполненных проектов за два года работы! 800 положительных отзывов!» — эти цифры взяты с потолка.

Откуда берутся сотни положительных отзывов? Покупаются оптом или меняются на что-то. К отзывам за реальную работу это не имеет никакого отношения.

Одно из писем (адресовано мне, моё имя — Ира):

фриланс, отзыв, фейк

 

Какие отзывы верные?

 

  1. Отзывы на фирменном бланке компании-клиента, с печатью, подписью.
  2. Отзывы, в которых есть ссылка на выполненный проект, ссылка на сайт клиента, подпись клиента.

+ Отзывы, оставленные в последние года, имеют больший вес, нежели отзывы, оставленные при самых первых попытках освоить работу на фрилансе.

 

Честный исполнитель

 

Фрилансер, который серьезно относится к работе, легко найдется в яндексе/гугле. Плюсом будут перекрестные ссылки между соцсетями и рабочими проектами, одинаковый ник на фрилансе, в скайпе, в соцсетях. Соцсети, стим, ютуб помогут понять реальный перед вами человек или «инкогнито-однодневка».
Хороший знак: покупной домен для сайта-портфолио и почта на нём.
Также следует обратить внимание на сами аккаунты: созданы ли они вчера, насколько открыта информация, сколько лет аккаунту в скайпе, какое количество контактов.

 

— За что я плачу?

 

При работе с фрилансером клиент покупает не просто «картинку». Оплата включает в себя эффективную координацию проекта, грамотно подготовленный исходник, ответственность за результат.
Нужно понимать, что дизайнер, годами изучающий своё дело и повышающий навыки, знает цену своему опыту. Он не станет работать за чисто символическую плату. Где-то здесь проходит граница между начинающими исполнителями и специалистами своего дела.

 

И только клиенту решать что ему нужно:
обещания сделать «дешево, быстро и красиво»
или солидный результат за соответствующую цену.

 

* * *

Вторая часть: Почём фрилансер продает воздух? Часть II
Рекомендую почитать все посты из рубрики «Клиентам».

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.