Garden of Irene
Три неочевидных проблемы нашей работы. И почему я не дизайнер.
expert lvl, клиентам

Три неочевидных проблемы нашей работы. И почему я не дизайнер.

Irene, 24.09.2018

Пост про тех, кому не повезло быть дизайнером/видеодизайнером/программистом/копирайтером. «Не повезло» — потому что ни процесс  труда, ни его итог исполнителю не подконтрольны.

 

Проблема персонализации

 

Самый любимый ответ клиента в конце проекта: «Ой а мы закрыли это направление, видео/презентация/сайт больше не нужны, остаток выплачивать не будем, разрешаем забрать вам исходники себе))».
Спасибо за разрешение оставить у нас сделанный нами же проект. Лучший подарок для нас — несколько недель бесплатной работы «в стол».

 

Да, за эти исходники
идет борьба на смерть
на черном рынке исходников.

 

Да-да, именно те исходники, сделанные по строгим фирменным гайдланам; с текстом под конкретные компанию, цель и читателей; с уникальным предложением, оформленным в виде инфографики; с уникальным контентом про услуги/товары.

Раскрою секрет: их нереально продать НИКОМУ, их нельзя сделать шаблонными (потому что мы так не работаем, исходники не универсальные), их даже опубликовать для продажи нельзя, потому что вся информация в исходнике как правило защищена коммерческой тайной.

Поэтому, беря проект, нужно быть уверенным что отдел или компания не развалятся в процессе.
За все девять лет работы у меня было пять таких проектов, три из них крупные. Компании были на грани банкротства, те заказчики — в процессе перехода на другую работу. Они знали что проект не нужен, что его нечем будет выкупать, но всё равно заказывали, вели по нему обсуждения и промежуточные согласования. Всё это для того, чтобы в конце сказать «Да продайте кому-нибудь другому и всё, в чем проблема-то?».

 

Проблема неизмеримой выгоды для клиентов

 

В программировании/дизайне/копирайтинге/SEO/SMM сложно начинать, потому что всегда, ВСЕГДА самый первый вопрос клиента: «А сколько новых клиентов и новых партнеров я получу, если закажу у вас сайт/маркетинг-кит/видеоролик/полиграфию/продвижение?».

 

Два года назад, в 2016, я совершила
страшную ошибку:

На ок.ру разослала в личные сообщения сообществ (малый бизнес) предложения сделать для них презентацию/маркетинг кит/коммерческое предложение для привлечения новых клиентов, партнеров и инвесторов.
Реакция была резко негативной, те несколько компаний, которые всё же вступили в диалог, сказали что мои цены нереалистичны, что за готовое коммерческие предложение (текст+дизайн, 15-25 страниц) они готовы заплатить максимум (!) 500 рублей, ито только после того, как документ покажет свою пользу и привлечет клиентов/партнеров/инвесторов.

Один разговор на ок.ру мне прямо в душу запал:
— Так! Вы мне скажите точно, сколько денег я получу, если закажу у вас коммерческое предложение??
— Это зависит от того для кого и какое именно кп мы сделаем.
— Вы мне лапшу на уши не вешайте. Пишите таблицу: для каких компаний делали кп, сколько людей удалось им заинтересовать, сколько людей заключили сделку в конечном итоге, сколько прибыли это принесло вашим клиентам. Без этого разговор бессмысленный, не отнимайте моё время.

Да, в 2016 я ещё не знала что подобные моим услуги предлагаются не так. Мне нужно было действовать иначе ну и, конечно же, не трогать ок-жителей.

 

Если закрыть глаза на саму дикость этого разговора, можно перебороть себя и ответить:

 

1. Никакие компании не дадут свои внутренние цифры, тем более по сделкам b2b, ОСОБЕННО по прибыли. Часто эта информация скрыта от большинства работников самой компании, поэтому даже речи не идет о том, чтобы выдавать такие данные третьим лицам.

 

2. Нехорошо скидывать ответственность. Чтобы спрашивать про конечную эффективность сделки надо все этапы подготовки и переговоров отдать тому, с кого спрашиваете результат. Очень удобно привести потенциального клиента:

— неизвестно откуда (может ему покупка/заказ не нужны, может он просто мимо проходил)
— неизвестно какого (возраст, интересы, должность)
— неизвестно где проводить переговоры (на выставке/форуме, на территории потенциального клиента, у себя в офисе или может быть вообще через почту)
— неизвестно какого сотрудника привлечь к переговорам (это может быть неопытный продажник, ни на шаг не отходящий от скриптов; может быть слишком зажатый или слишком напористый человек)
— неизвестно на какой ноте закончить переговоры
— неизвестно как поддерживать общение с потенциальным клиентом в дальнейшем

…а потом сказать что в провалившейся сделке виновата ДЕВОЧКА-ДИЗАЙНЕР С ЭТОГО ВАШЕГО ФРИЛАНСУ УХ Я ЕЙ ЗАДАМ!!
Я не выдумываю, с меня реально спрашивают конечный результат по всей сделке и прекращают сотрудничество со мной, если сделка сорвалась.

Кто из клиентов скажет: «Мы заключили эту сделку благодаря этому коммерческому предложению/презентации»? Хех. Никто так не говорит, это абсурд.

Вот и получается что мы предлагаем нашим клиентам нечто, что может сделать их бизнес более прибыльным. Или не сделать. Увы, подобные услуги — это не колбасу на развес продавать.

 

Проблема поиска истины

 

Самый тяжелый пункт, особенно при сотрудничестве с новым клиентом. В дизайне нет правил о том, что хорошо, а что плохо. Да, есть каноны верстки текстовых блоков, есть правила хорошего тона по кадрированию и размещению изображений, есть правила композиции — весь этот базис расписан в «Ководстве» и «Советах».

А есть мелочи, чистая вкусовщина. Разные клиенты говорят разное:
— Крупный текст это некрасиво. Напишите мелким текстом. Ирина, разве вы не знали что это тренд??
— Мелкий текст это некрасиво. Напишите крупным текстом. Ирина, разве вы не знали что это тренд??
— Круглые фото это некрасиво. Сделайте квадратами. Ирина, разве вы не знали что это тренд??
— Квадратные фото это некрасиво. Сделайте круглыми. Ирина, разве вы не знали что это тренд??
— Яркие цвета это некрасиво. Сделайте в пастельных тонах. Ирина, разве вы не знали что это тренд??
— Пастельные тона это некрасиво. Сделайте ярко. Ирина, разве вы не знали что это тренд??

Здесь нет никакой логики. Давайте я опишу понятнее. Это всё: дело вкуса.

 

Дело вкуса

Э Т О В С Ё Д Е Л О В К У С А

Личный ВКУС каждого человека

 

У каждого человека свои собственные предпочтения. Любое пожелание клиента можно реализовать качественно. Однако невозможно заранее выяснить у клиента все-все-все его пожелания к дизайну, а слышать в очередной раз «Ирина, вы разве не знали что… ?» просто тошно. Скажите, как хочется, и я сделаю идеально: как вам надо и красиво. Единственно-верных правил в дизайне нет, но и «однозначно-ошибок» тоже нет. Всё реализуемо.

 

Решение проблем

 

Решения нет.
Но есть альтернативные выходы из ситуации: сделать так, чтобы эти проблемы не казались весомыми.

  1. Существенно повысить уровень работ и их подачу, расширить компетенции, перестать околачиваться на фриланс-биржах.
    После этого вы найдете хороших клиентов, а хорошие клиенты найдут вас.
  2. Запустить собственные проекты.
    Такие, которые будут интересны лично вам. Тогда все мысли будут заняты перечнем работ для своих проектов, а не размышлениями о том, как сильно расстроил очередной клиентский заказ.

Этот пост хорошо объясняет почему я не дизайнер. За годы работы научилась и в веб-дизайн, и в дизайн полиграфии, и тексты писать, и проекты вести, и ТЗ для всех участников проекта писать, и контролировать что там получается, и документацию к проекту (договоры, счета, акты) готовить, научилась пониманию как и что нужно продвигать, какие сделки в каком ключе проводить, как настраивать сео, что делать по смм, как адекватно сэкономить и автоматизировать, как из этого всего вытягивать реальные сделки для моих клиентов — научилась и проверила на собственных проектах. Да, всё работает.

— Ты же дизайнером работаешь? Сделай нам баннер на сайт.
Зная, какую пользу я могу принести клиентам, ограничиваться простым баннером, чтобы услышать: «Ирина, вы разве не знали что в этом сезоне мелкий (крупный/капсом/строчными/наклонный/жирный — бесконечное количество рандомных характеристик) текст в тренде???», а потом неделями перерисовывать картинку 200х600 пикселей, делая по десятку вариантов — вообще не моё.
— Ты же дизайнером работаешь?
— не)))

Три неочевидных проблемы нашей работы. И почему я не дизайнер.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.